Вы здесь

Главная

Деятельность кафедры

Кафедра пожарной техники осуществляет деятельность по следующим направлениям:

1. Учебная работа;
2. Учебно-методическая работа;
3. Научно-исследовательская работа;
4. Воспитательная работа.

Учебная работа

Кафедрой преподаются дисциплины на всех факультетах и формах обучения.

Дисциплины специальности 20.05.01 – Пожарная безопасность (специалитет):

- Начальная профессиональная подготовка (1 семестр);

- Безопасность труда (1-2 семестр);

- Водительская подготовка (3 семестр);

- Базовое шасси пожарных автомобилей и спасательной техники (5 семестр);

- Пожарная техника (6-7 семестр);

- Специальная пожарная и аварийно-спасательная техника (8 семестр).

 

 

Дисциплины специальности 20.03.01– Техносферная безопасность (бакалавриат):

- Начальная профессиональная подготовка (1 семестр);

- Безопасность труда (1 семестр);

- Пожарная и спасательная техника, базовые машины (5-6 семестр) ;

 

Дисциплины специальности 20.04.01 – Техносферная безопасность (магистратура):

- Инновационные тренды в конструкции и использовании пожарной техники;

- Проектирование и эксплуатация технических систем РСЧС;

- Мониторинг безопасности с помощью современных летательных аппаратов.

 

Кафедра осуществляет подготовку  аспирантов и адъюнктов института.

Практические занятия проводятся на базе института (Рис. 7), а также в подразделениях ГПС гарнизона (Рис. 8), объектах Всероссийского добровольного пожарного общества (Рис. 9), Производственно-технического центра (Рис. 10), Спасательных воинских формированиях (Рис.11). Наличие практических занятий имеет важное значение в учебном процессе дисциплины, на них закрепляются теоретические знания, курсанты приобретают навыки работы со специальными агрегатами пожарных автомобилей, пожарно-техническим оборудованием, первичными средствами пожаротушения, по правильной эксплуатации пожарной техники.

Рис. 7. Практические занятия с привлечением техники кафедры и учебной пожарно-спасательной части института

Рис. 8. Знакомство с новинками пожарно-спасательной техники с участием специалистов гарнизона ФПС МЧС России (Специализированная пожарно-спасательная часть, г. Екатеринбург)

Рис. 9. Занятие на станции зарядки огнетушителей Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО г. Екатеринбург)

Рис. 10. Занятия в Производственно-техническом центре (г. Екатеринбург)

Рис. 11. Занятия в Уральском учебном спасательном центре УРЦ МЧС России (Челябинская обл., п. Новогорный)

В 2007 году на кафедре создана лаборатория (рис. 4, 5, 12), позволяющая проводить занятия по следующим направлениям: гидравлический инструмент (на примере "Медведь", "Простор"); ручные пожарные лестницы; пожарные насосы (на примере ПН-20, ПН-40, НЦПН 27/100); Автоматические вакуумные системы (АВС-01), пожарные мотопомпы (МПП-1600); двигатели пожарных автомобилей. Оснащение лаборатории разнообразным оборудованием и измерительными приборами позволило проводить занятия с курсантами с применением элементов исследования, развивая, тем самым, инженерное и научное мышление.

Рис.12. Рабочий момент исследования в рамках выпускной квалификационной работы, проводимый на базе лаборатории кафедры

Много труда по монтажу и наладке оборудования, изготовлению натурных образцов и т.д., формированию плакатного фонда было затрачено профессорско-преподавательским и лаборантским составом кафедры, а также ветеранами кафедры (цикла) и многими другими.

Профессорско-преподавательский состав проводит большую работу по технической подготовке будущих офицеров. На кафедре регулярно проводятся смотры, конкурсы и олимпиады, действует кружок технического творчества.

В целях улучшения качества подготовки курсантов (студентов), слушателей и профессорско-преподавательского состава в области безопасности дорожного движения, а также устройства автомобиля  кафедра участвует в подготовке водителей категории "В".

Учебно-методическая работа

Работа кафедры по развитию методических разработок, учебных пособий и научной деятельности непрерывно развивается. Преподаватели регулярно готовят к публикации учебную и методическую литературу, участвуют в научно-практических конференциях. Написаны учебные пособия "Пожарные катера", "Огнетушители" и др. Введены новые рабочие программы по дисциплинам.

За последние годы вышли следующие издания (рис. 13):
- Пожарные насосы и их эксплуатация: учебное пособие. – Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2009. – 164 с.; авторы: Терентьев В.В., Филиппов А.В.
- Пожарная техника: краткий справочник – Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2009. – 95 с.; авторы: Мамедов А.Ш., Филиппов А.В., Терентьев В.В.
- Гидравлический аварийно-спасательный инструмент: учебное пособие / В.В. Крудышев, В.В. Терентьев, А.В. Филиппов, И.С. Лазарев. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2014. – 52 с. (данному учебному пособию присвоен ГРИФ МЧС России).
- Экологическая безопасность базовых шасси пожарных и спасательных автомобилей: учебное пособие. – Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2012. – 177 с.; авторы: Крудышев В.В., Терентьев В.В., Филиппов А.В., Лазарев И.С.
- Пожарная техника: лабораторный практикум (учебно-методическое пособие) / автор-составитель М.А. Савин. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2014. - 80 с.

Рис. 13. Учебные пособия и методические разработки кафедры

В 2012 году монография М.А. Савина – "Эффективная эксплуатация основных пожарных автомобилей при низких температурах"  удостоена высокой награды в области пожарной безопасности (рис. 14).

Рис. 14. Диплом Национальной академии наук пожарной безопасности за монографию М.А. Савина

Учебные пособия, написанные на кафедре, пользуются заслуженной популярностью у обучаемых и получили высокую оценку специалистов пожарной охраны.

Научно-исследовательская работа

Известно, что многие вопросы современной науки решаются в высших учебных заведениях, не исключением является и ФГБОУ ВПО "Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России".

На кафедре "Пожарной техники" научно-исследовательская тематика ведется по следующим направлениям:
- эффективная работа подразделений ГПС в условиях низких температур (доцент, к.т.н. Савин М.А.);
- лесными пожарами и борьбой с ними (Филиппов А.В., Терентьев В.В., Крудышев В.В., Лазарев И.С.);
- работой центробежных насосов (Мамедов А.Ш.);
- эксплуатацией двигателей пожарных автомобилей (Крудышев В.В., Лазарев И.С.);
- вопросами педагогического направления (Зубарев И.С., Терентьев В.В.);
- управление силами и средствами при тушении пожаров (Опарин Д.Е.):

Многие из представленных научных задач решены личным составом успешной защитой кандидатских диссертаций, получением патентов (рис. 15) и др., а также занятием призовых мест обучающимися на конкурсах и олимпиадах проводимых Министерством (рис 16 - 22), Правительством Свердловской области (Рис. 22).

Рис.  15. Патенты на полезную модель.

 

Рис. 16. Команда Уральского института ГПС МЧС России – победитель III Этапа Олимпиады по пожарной и спасательной технике, базовым машинам. Екатеринбург, 2012 г.

Рис. 17. Почетная грамота Министра МЧС В.А. Пучкова о награждении команды Уральского института ГПС МЧС России

Рис. 18. Команда Уральского института ГПС МЧС России.
Слева направо: Жириков Д.И., Пашута В.С., Лазарев И.С., Терентьев В.В., Никерин Г.С., Иордан В.В.
Иваново, 2013 г.

В 2013 году команда УрИ ГПС МЧС России заняла 4-е общекомандное место, с результатом 2170 баллов. Первое место заняла команда Ивановского института ГПС МЧС России с результатом 2883 балла. Второе место – Академия ГПС МЧС России (2425 балла). Третье место – Воронежский институт ГПС МЧС России (2202 балла). Академия Гражданской защиты МЧС России – 1715 балла и Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России – 1646 баллов.

Рис. 19. Команда Уральского института ГПС МЧС России.
Слева направо: Салько Д.С., Пашута В.С., Терентьев В.В., Лазарев И.С., Салько И.С., Казанцев С.Д.
Санкт-Петербург, 2014 г.

В 2014 году команда УрИ ГПС МЧС России участвовала в 3-м этапе олимпиады, который проходил на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. В достойной борьбе результаты командного первенства распределились следующим образом: 1-е место команда Ивановского института ГПС МЧС России (2504 балла); 2-е место команда Уральского института ГПС МЧС России (2378 баллов); 3-е место команда Воронежского института ГПС МЧС России (2188 баллов); 4-е место команда Академии ГПС МЧС России (1939 баллов); 5-е место команда Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (1803 балла); 6-е место команда Академии гражданской защиты (1718 баллов).

В личном первенстве первое и второе место заняли курсанты Ивановского института ГПС МЧС России, третье место занял курсант Уральского института ГПС МЧС России – Салько Д.С.

Рис. 20. Кубок, почетную грамоту и ценные подарки за 2-е общекомандное место команде Уральского института ГПС МЧС России вручают генерал-лейтенант внутренней службы Латышев О.М. и полковник внутренней службы Пелех М.Т.

Согласно Приказа МЧС России № 458 от 20.08.2015 г. проводится 3 олимпиады в одном формате на базе Сибирской пожарно-спасательной академии (г. Железногорск Красноярского края). Олимпиада по пожарной и спасательной технике, базовым машинам, олимпиада по государственному надзору, олимпиада по пожарной тактике объединяются в одну олимпиаду с присуждением общего командного и личного первенства.

В 2015 году по дисциплине «Пожарная и спасательная техника, базовые машины» все решалось по практическому этапу. Теоретический тур, не имел решающего значения как в предыдущие годы. Как известно, на практическом этапе многое зависит не  только от подготовки, но и от везения.

Результаты по практическому этапу распределились следующим образом: 1-е место Воронежский институт ГПС МЧС России; 2-е место Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России; 3-е место Сибирская пожарно-спасательная академия; 4-е место Ивановская пожарно-спасательная академия; 5-е место Уральский институт ГПС МЧС России; 6-е место Академия ГПС МЧС России; 7-е место Академия гражданской защиты МЧС России.

По итогам 3-х дисциплин команда института заняла 4-е общекомандное место. Поздравляем победителей в командном первенстве (Воронежский институт ГПС МЧС России, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Академия ГПС МЧС России) и других участников с завершением олимпиады.

Рис. 21. Фрагмент выполнения практического этапа по дисциплине «Пожарная и спасательная техника, базовые машины»

Рис. 22. Команда института (слева направо): Салько И.С., Романов А.В., Салько Д.С., Осипенко С.И., Саттаров В.Ф., Макаркин С.В., Казанцев С.Д., Терентьев В.В., Головков Д.О.
Железногорск, 2015.

Научно-исследовательская тематика кафедры существует не только в разработках ППС кафедры, так и курсантов. В 2012-2014 годах научные работы курсантов, написанные на кафедре отмечены призовыми местами на институтских конкурсах.

Профессорско-преподавательский состав регулярно участвуют в научных конференциях, предлагая интересные и актуальные доклады и публикации (рис. 23).

Рис. 23. Доклады преподавателей и работников кафедры,
сделанные в рамках "Недели науки 2013 года". Слева направо, сверху вниз: Балаба С.В, Леонов Е.А., Крудышев В.В., Лазарев И.С.

По итогам 2014 года в номинации «Лучший преподаватель технических и естественных наук» награжден старший преподаватель кафедры Лазарев И.С.

Рис. 24. Диплом победителя номинации

Воспитательная работа

Должное внимание на кафедре уделяется воспитательной работе. Воспитательная работа на кафедре организована в соответствии с требованиями руководящих документов МЧС России. Воспитательная работа направлена на формирование здорового морального духа личного состава кафедры и на поддержание служебной дисциплины и правопорядка, воспитание у личного состава кафедры высокой духовной культуры и нравственных качеств, чувства гордости за свое отечество и принадлежность к ГПС МЧС России.

Главная цель воспитательной работы заключается в формировании устойчивого интереса к профессиональной деятельности, стремления совершенствовать свое профессиональное мастерство, целеустремленности, эмоциональной устойчивости, инициативности и самокритичности.

Воспитательный процесс организован на уровне, обеспечивающим высокое качество как профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности, так и их культурного и нравственного развития.

Воспитательная работа на кафедре ведется по следующим направлениям:
- институт кураторов учебных групп как форма непосредственного и постоянного участия профессорско-преподавательского состава в организации и проведения воспитательной и методической работы с курсантами и слушателями института;
- воспитательная работа во время несения службы (внутренние наряды, привлечение по охране правопорядка, работы на пожарах (учениях);
- руководство курсантами и слушателями при выполнении научно-исследовательских работ по тематике кафедры.

Сотрудники кафедры принимают активное участие в спортивной и культурно-массовой жизни института.

Рис. 25. Сотрудники кафедры на Дне открытых дверей, на выставке в г. Нижний Тагил и на экологическом фестивале (г. Екатеринбург)