Вы здесь
Ближе к практической деятельности
Уральский институт ГПС МЧС России в этом году отметил 85 лет со дня его образования. Каждый новый учебный год привносит в жизнь вуза перемены.
О наиболее значительных рассказал начальник учебного отдела подполковник внутренней службы Алексей Владимирович Пешков
– Расскажите, пожалуйста, о переменах в образовательном процессе института? Какие приоритетные направления, программы, методики обучения осваивают преподаватели?
– Думаю, что читателям газеты «Вести МЧС Урала» интересно узнать о том, что в нашем институте создана хорошая материальная база как для обучения курса6нтов и студентов, так и для повышения квалификации сотрудников подразделений МЧС России. Введены в учебный процесс мультимедийный класс для повышения квалификации должностных лиц и специалистов функциональных подсистем РСЧС в области предупреждения и снижения последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте, специализированный кабинет по расчету пожарных рисков, центр обучения персонала системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб.
Осуществляется реконструкция полигона многофункционального учебно-тренировочного комплекса по газодымозащитной службе, тушению пожаров на объектах хранения нефтепродуктов и проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для практического обучения приобретены и сегодня используются в учебном процессе: учебно-тренажерный огневой полигон «Лава», предназначенный для выработки психологической устойчивости тренируемых к воздействию различных факторов пожаров и стационарный учебно-тренажерный комплекс «Грот», предназначенный для практической подготовки пожарных в непригодной для дыхания среде с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. Условия в этих тренажерах приближенны к реальной обстановке на пожаре или при возникновении другой чрезвычайной ситуации.
В этом году введен в эксплуатацию Центр подготовки специалистов единой службы спасения 112, оснащенный уникальным оборудованием. Разработан ряд программ дополнительного профессионального образования, в том числе программа подготовки, организации и проведения обучения преподавателей учебных центров ФПС МЧС России.
В целях повышения качества обучения и выполнения контрольных мероприятий в межсессионный период слушателей факультета заочного обучения в институте создается центр дистанционных технологий, решен вопрос по проведению косметического ремонта помещения, закупке мебели и оборудования, начата работа по созданию электронного учебно-методического комплекса.
Что касается расширения сферы профессионального обучения, то в 2014 году в нашем институте открыты три новых направления подготовки квалификации бакалавр: государственное и муниципальное управление, профиль – управление в кризисных ситуациях; сервис; эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.
– Будут ли курсанты в этом учебном году на базе института получать такие навыки, которых раньше не имели возможность приобрести?
– Начиная с этого учебного года курсанты будут получать первоначальные навыки легководолаза и промышленного альпиниста.
Для водолазной подготовки в нашем загородном учебно-спортивном центре Большое Седельниково сооружен двухуровневый бассейн, позволяющий отрабатывать погружение на глубину до 6 метров, и установлен водолазный учебно-тренировочный комплекс «Байкал-1». Он предназначен для подготовки специалистов по выполнению подводно-технических и аварийно-спасательных водолазных работ. Курсанты получат возможность отрабатывать навыки преодоления под водой преград из металлических решеток, а также деревянных и металлических конструкций. Этот многофункциональный тренажер оснащен стендом для проведения работ с применением подводного гидравлического и гидродинамического инструмента.
Что касается промышленного альпинизма, то такая подготовка будет осуществляться в рамках учебных дисциплин физическая культура и пожарно-строевая подготовка. Для альпинисткой подготовки в пожарно-спортивном манеже института сооружен учебно-тренировочный скалодром.
– Основная масса обучающихся в институте вернется в подразделения МЧС, которые направляли их на учебу. Что делается для того, чтобы приблизить учебный процесс к практической деятельности?
– Для проведения занятий с курсантами и слушателями, в целях совершенствования практической подготовки и управленческих навыков привлечены руководители и ведущие специалисты территориальных и региональных органов управления МЧС России. В числе тех, кто проводит такие занятия начальник Главного управления МЧС России по ЯНАО А.Л. Бессонов, начальник Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу–Югре А.А. Тиртока, начальник Главного управления МЧС России по Свердловской области А.В. Заленский. Запланировано занятие, которое проведет начальник Уральского регионального центра МЧС России С.А. Мирошниченко.
На профильных кафедрах: пожарной тактики и службы, организации надзорной деятельности и других – достаточное время уделяется практическим занятиям. Большая их часть проводится в интерактивной форме: на занятии моделируются реальные ситуации на пожаре или объекте защиты, позволяющие с одной стороны преподавателю продемонстрировать особенности обстановки, объекта изучения, а с другой стороны обучающимся попробовать себя в роли руководителя, инспектора, эксперта. Преподавателям приходится перестраивать свою работу: новые методы обучения позволяют на занятиях регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые обучаемые осознают необходимость получения новых знаний.
– Разработка каких перспективных проектов в настоящее время ведется преподавателями института?
– Делегация нашего института в октябре побывала на международной конференции в Казахстане. В настоящее время группа педагогов готовится выехать на учебу в Щвейцарию. Развитие международных контактов подтолкнуло нас к тому, что необходимо самим готовить специалистов, способных осуществлять международное сотрудничество в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности. Вопрос был вынесен на заседание ученого совета института, где принято решение о разработке программы дополнительного профессионального образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Ее реализация потребует внедрения в образовательный процесс программы углубленного изучения иностранного языка в рамках дополнительных программ.
В целях развития внебюджетной деятельности планируется осуществить набор и начать реализацию направления подготовки Государственное и муниципальное управление, профиль – управление в кризисных ситуациях. В институте недавно создана кафедра управления в кризисных ситуациях, продолжается работа по формированию многофункционального комплекса управленческих технологий, состоящего из учебного центра управления в кризисных ситуациях, аудитории подготовки специалистов при ликвидации ЧС на транспорте и конференц-зала.