Вы здесь
Суровые зимы не страшны тем, кто к ним готов
Развитие науки и техники, освоение новых территорий, в том числе, расположенных в северных районах и районах Крайнего Севера, непрерывно повышает требования к подготовке кадров для структур, принимающих участие, как в освоении этих территорий, так и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Для выполнения таких задач отбираются люди, сочетающие высокую гражданскую сознательность с профессиональной подготовкой, владеющие современными методами управления.
Подготовка высококвалифицированных специалистов для управленческой работы в экстремальных условиях, с учетом развития средств, форм и способов ведения спасательных и аварийно-спасательных операций, тушения пожаров – это основная задача, поставленная министром МЧС России перед ведомственными образовательными учреждениями в сентябре 2013 года в рамках организационно-методических указаний. Одним из важных условий её решения, по нашему мнению, является использование достижений современной педагогики. Практические работники, начальники управлений и отделов региональных и территориальных органов управления, анализируя работу выпускников образовательных учреждений МЧС России, отмечают значимую роль педагогики для подготовки руководящих кадров.
Природные катаклизмы, технические аварии, техногенные катастрофы, террористические акты представляют серьезную опасность и для нашей страны и для цивилизации в целом. В связи с этим силовые структуры России должны оставаться высокоэффективными, полностью отвечающими уровню и характеру как текущих, так и потенциальных угроз. При этом к службам предъявляются повышенные требования в части их боеготовности, мобильности, технической оснащенности, многофункциональности и профессионализма. При подготовке пожарных повышенное внимание уделяется изучению вопросов тушения пожаров при неблагоприятных условиях, в частности в условиях низких температур. При возникновении природных или техногенных опасностей счет идет на часы, а иногда и на минуты. В этих ситуациях специалисту необходимо решать профессиональные задачи в условиях, не позволяющих или ограничивающих использование имеющегося у него опыта. Поэтому подготовка к профессиональной деятельности в условиях низких температур предполагает их прогнозирование и проектирование в процессе обучения.
Исследования практического опыта обучения курсантов специальным дисциплинам показали, что, несмотря на использование известных, ставших традиционными, задач на поиск противоречий, задач многократно решенных и построенных на проблемных ситуациях, которые уже перестали быть актуальными для курсантов, выпускники вуза далеко не всегда готовы к деятельности в условиях низких температур, в которых репродукция знаний, и «натасканость» на разрешение «стандартных» проблемных ситуаций не помогает найти выход из сложившейся чрезвычайной ситуации.
В то время как процесс осмысления в процессе обучения возможной чрезвычайной ситуации активизирует познавательную деятельность курсантов. В ходе этого процесса формируется умение будущих инженеров пожарной безопасности свободно переходить из теоретического плана познавательной и учебно-творческой деятельности в практический и обратно.
При прохождении практики в учебной пожарной части, проведении практических занятий с развертыванием сил и средств в зимнее время на учебном полигоне, обстановка максимально приближается к реальной: обозначается замерзание воды в насосно-рукавных системах, образование наледей на путях движения личного состава, обеспечивается непрерывная подача воды на тушение, отрабатывается порядок замены и уборки пожарных рукавов, наращивание рукавных линий, действия при замерзании разветвлений и соединительных головок, рукавов в местах перегибов, вопросы подготовки мест для обогрева спасаемых и участников тушения пожара и др. При этом, курсантам-стажерам (выполняющим роль руководителя тушения пожара, командира отделения) поручается самостоятельная работа, за которую они чувствуют ответственность, приобретая организаторские навыки.
Особая роль в этом процессе отводится развитию творческого потенциала курсантов, обладающего весьма сильной мотивационной направленностью на профессиональное становление и формирование готовности к самостоятельному решению разноплановых технических задач его уровня компетенций. С этих позиций одной из важнейших целей профессионального образования следует считать создание педагогических условий для развития креативных способностей обучающихся. Подобная деятельность должна обеспечивать успешное решение сложных профессиональных задач, включая освоение новых знаний, осмысления производственных ситуаций в условиях неопределенности и возможности возникновения рисков в случае принятия неправильных решений. Другими словами, овладение знаниями, умениями и навыками в процессе обучения не может в полной мере считаться успешным без возможности их закрепления и использования в квазипрактической деятельности. Можно считать, что одним из главных средств профессиональной подготовки курсантов к будущей деятельности выступает учебная ситуационно-ориентированная контекстная педагогическая задача. Только при таком подходе можно добиться повышения качества образования и формирование креативного специалиста с достаточной самостоятельностью и уровнем когнитивного развития.
При разработке и проектировании практико-ориентированных задач соблюдаются определенные дидактические требования, раскрывающие содержание теоретического материала и проблемного поля специальной подготовки курсантов. Весьма важным можно считать включение в условия решения задач целевых компонентов из смежных дисциплин, что усиливает межпредметные связи и стимулирует мотивационную направленность на успешное освоение учебного плана подготовки в целом.
Для конкретизации события в структуре каждой ситуационной задачи присутствуют вводные данные, напрямую связанные с различными видами профессиональной деятельности в сфере пожарной безопасности. Кроме того, для формирования навыков свободного оперирования фактологическим материалом предусмотрена возможность самостоятельного анализа рассматриваемой конкретной ситуации, а также позитивная рефлексия собственных действий. Все это, позволяет правильно интерпретировать проблему и обеспечивает адекватную оценку и идентификацию экстремальной ситуации и принятие ответственного оперативного решения по ее нейтрализации.
Такое изменение содержания и методов образования повышает эффективность подготовки специалистов для МЧС России. В случае реальной чрезвычайной ситуации, аварии, позволяет быть готовым к ее разрешению не только в содержательном, теоретическом, но и в деятельностном плане, т.е. у будущих специалистов будет сформирована необходимая для этого аспекта профессиональной деятельности компетенция.
А.В. Пешков, Е.А. Карама , А.А. Карапузиков