Вы здесь

Главная

Конфликт интересов на государственной службе

Кардонская Ирина Вячеславовна
Главный специалист (по вопросам противодействия коррупции в Уральском институте ГПС МЧС России, г. Екатеринбург) отдела (по вопросам противодействия коррупции) Уральского регионального центра МЧС России

Все мы ежедневно во время работы или службы, хотим мы этого или нет, находимся под влиянием собственных мыслей, соображений, каких-то личных идей и мнений. Безусловно, при исполнении должностных или служебных обязанностей возможно присутствие некоторой личной заинтересованности, влияющей на нашу работу, как государственного служащего. Но эта заинтересованность не всегда может носить благоприятный характер.

В чем же заключается эта заинтересованность?

Личная заинтересованность может представлять собой, например, получение государственным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами. Такими лицами могут быть родственники или близкие друзья государственного служащего, что и может привести к возникновению конфликта интересов.

Каким образом может возникнуть конфликт интересов?

Вот при наличии такой заинтересованности, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение государственным служащим должностных обязанностей, и при возникновении противоречия, способного привести к причинению вреда интересам граждан или организаций, общества или субъекта Российской Федерации, а может быть и Российской Федерации в целом, возможно возникновение конфликта интересов. Другими словами, использование служебного положения в личных целях с явным приоритетом своих интересов над государственными.

А существуют ли механизмы регулирования?

Безусловно, существует перечень запретов и ограничений на государственной службе, имеются санкции за их нарушение, созданы коллегиальные органы – комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Возможно ли разрешение конфликта интересов?

Существует несколько процедур разрешения конфликта интересов это – выявление, предупреждение и предотвращение. Выявить наличие конфликта интересов возможно как при проведении анализа представленных сведений государственным служащим, так и при личном заявлении государственного служащего о возможном конфликте интересов. Предупреждение заключается в запретах заниматься определенными видами деятельности, установление разрешительного порядка, а также введение обязательного уведомления. Предотвращение направлено на отстранение государственного служащего от выполнения обязанностей, в ходе которых возникает конфликт интересов, а также контроля за соблюдением ограничений и принятие коллегиальных решений по вопросам, которые связаны с конфликтом интересов.

И все же кто несет основную ответственность?

Прежде всего, государственный служащий, он должен самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности и принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Вместе с тем, предотвращение возникновения у служащего личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, становится обязанностью его руководителя.