Вы здесь
О значении практического обучения курсантов
О значении практического обучения курсантов рассказывает заместитель начальника отдела практического обучения полковник внутренней службы Вадим Александрович Шаталов
– Вадим Александрович, с какого курса начинается практическое обучение курсантов?
– Практическое обучение курсантов начинается сразу после сдачи вступительных испытаний и зачисления на первый курс института. В рамках учебно-строевого сбора с курсантами, зачисленными на первый курс, в течение месяца проводятся занятия по дисциплинам «Начальная профессиональная подготовка» и «Специальная (военная) подготовка». При изучении дисциплины «Начальная профессиональная подготовка» курсанты изучают пожарно-техническое вооружение, перевозимое на пожарных автомобилях, порядок организации караульной службы и другие вопросы, а затем отрабатывают их на практике, например способы прокладки рукавных линий, способы переноски ручных пожарных лестниц, порядок смены караулов и другие вопросы.
– Какие формы практических занятий предусмотрены на протяжении всего периода их обучения в институте?
– Формы и сроки проведения практического обучения определяются рабочими учебными планами, рабочими программами учебных дисциплин, реализуемыми в институте.
Основными формами практического обучения в институте являются:
- лабораторные и практические занятия;
- групповые упражнения;
- пожарно-тактические занятия и учения;
- командно-штабные тренировки (учения);
- деловые и ролевые игры;
- круглый стол;
- обучение по программе первоначальной подготовки спасателей;
- учебные дежурства;
-привлечение обучающихся к мероприятиям, осуществляемым территориальными органами МЧС России.
– Какие виды практик реализуются в институте?
В соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы в ФГБОУ ВО «Уральский институт ГПС МЧС России», предусмотрены следующие виды практик:
- на 2 курсе – учебная практика в должности пожарного (12 дежурств);
- на 3 курсе – ознакомительная практика в должности командира отделения (6 дежурств);
- на 4 курсе – ознакомительная практика в должности начальника караула (6 дежурств); производственная практика в должностях оперативно-служебной деятельности (начальника караула и заместителя начальника пожарной части, 4 недели);
- на 5 курсе – производственная практика в должностях надзорной деятельности (инспектор, главный специалист).
– Какие требования предъявляются к курсантам для успешного освоения курса практического обучения? Физические, интеллектуальные, психологические?
– Конечно, такие требования к курсантам предъявляются. Например, для курсантов приобретающих статус спасателя, необходимо пройти психологическое тестирование и сдать нормативы по физической подготовке, такие как челночный бег 10х10 м (28 с) или бег на 100 м (15,1 с); подтягивание на перекладине (10 раз) или отжимание от пола (55 раз); бег на 1 км (3,50 мин.) или плавание на 100 м (2,30 мин.).
Аттестация личного состава на право ведения аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания в непригодной для дыхания среде, также предусматривает проведение психологического тестирования, проверку показателей физической работоспособности и адаптации аттестуемого к физическим нагрузкам в условиях теплового воздействия и проверку практических навыков работы в СИЗОД.
По результатам прохождения учебных (ознакомительных) и производственных практик все курсанты сдают зачет. При оценке учитываются содержание и правильность оформления обучающимся отчетных документов по практике, отзыв руководителя практики от подразделения, качество ответов на вопросы в ходе защиты отчетов. В результате защиты отчетов по практике обучающиеся получают оценку по пятибалльной шкале.
– Где проводятся практические занятия, практики?
– В соответствии с графиком образовательного процесса на учебный год, расписанием учебных занятий практические занятия и практики в институте организуются и проводятся в течение всего учебного года.
При изучении учебных дисциплин после изучения теоретического материала и закрепления его на практике практические занятия организуются и проводятся на различных объектах экономики Екатеринбурга, таких как: ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий», Новосвердловская ТЭЦ, центр культуры «Урал», ТРЦ «Аида», «Парк Хаус», аэропорт «Кольцово», метро «Динамо», ВДПО, специализированная пожарно-спасательная часть и других значимых объектах.
В рамках полевых выходов в период с сентября по октябрь и с мая по июнь организуются и проводятся практические занятия в УСЦ Б. Седельниково по таким учебным дисциплинам, как: «Подготовка газодымозащитника», «Пожарно-строевая подготовка», «Пожарная техника», «Пожарная тактика», «Противопожарное водоснабжение», «Организация и технология проведения аварийных и поисково-спасательных работ», «Радиационная, химическая и биологическая защита», «Военная подготовка», «Управление в кризисных ситуациях», «Физическая культура».
В соответствии с программой первоначальной подготовки спасателей после освоения теоретической части материала курсанты института в конце 3 курса в период с мая по июнь проходят практическую подготовку в Уральском учебном спасательном центре МЧС России в п.г.т. Новогорный Челябинской области.
Учебные и ознакомительные практики организуются и проводятся на базе учебной пожарно-спасательной части и в подразделениях ГПС Екатеринбургского пожарно-спасательного гарнизона. Производственные практики организуются и проводятся в подразделениях ГПС комплектующих регионов.
– Как Вы оцениваете уровень практической подготовки будущих выпускников 2016 года выпуска: курсантов 5 курса факультета пожарной безопасности и 4 курса техносферной безопасности?
– Как показала аттестация на присвоение квалификации «Спасатель» и сдача квалификационного экзамена на присвоение профессии «Пожарный» курсантов выпускных курсов факультета пожарной безопасности и техносферной безопасности, в целом, курсанты показали хорошие теоретические знания и практические умения и навыки, полученные по окончании обучения по программам первоначальной подготовки спасателей и профессии «Пожарный».
– В чем заключается основная цель практического обучения для курсантов младших курсов и для выпускников?
– На младших курсах практика планируется и проводится с целью получения обучающимися первичных профессиональных умений и навыков, приобретения первоначального практического опыта по основным видам профессиональной деятельности. На старших курсах практика планируется и проводится с целью получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности на основе приобретенного практического опыта, закрепления полученных компетенций и навыков научной и практической работы, приобщение обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности.
В ходе практического обучения всесторонне изучаются индивидуальные качества обучающихся для определения наиболее целесообразного использования их на службе в территориальных органах МЧС России и подразделениях ГПС МЧС России.
– Что пожелаете абитуриентам и выпускникам нашего института?
– Дорогие друзья, дерзайте, если вы считаете, что быть пожарным – ваше призвание. Пожарные востребованы во все времена. Это интересная, насыщенная и динамичная профессия. Убежден, что учеба в нашем институте поможет вам найти свое место в жизни. Будьте уверены в своих силах, и у вас все получится!
А выпускникам хочу пожелать – ставить себе самые высокие цели, не бояться трудностей, добиваться совершенства в выбранной профессии!